Фото

ВЕЛО

Навигация

Погода в
Петербурге

Ссылки

Написать
 письмо

Поиск
на  
 
Главная / Вело / Планетарные втулки...

 

Планетарные втулки - Мифы и реальность

 

В настоящий момент я проехал более 7000 км на Nexus Inter-7, более тысячи на Inter-8 и немного (вел не мой, я только обслуживал ) на Inter-3. Все втулки с ножным тормозом. Читал все, что нашел в Internet о планетарных втулках. Прочитал много высказываний, кочующих из форума в форум, которые мягко говоря далеки от истины по причине недостаточного знакомства говорившего с планетарками. Сразу оговорюсь, что речь ни коем случае не идет о спортивном применении планетарок. По крайней мере Шимановские для этого не годятся. Я использовал планетарки для езды на работу, по магазинам и поездок за городом. Первые два пункта - всесезонно.


Миф 1 - Планетарку тяжело крутить или у планетарки маленький КПД.

Да, КПД планетарки меньше, чем у чистой, смазанной и настроенной 27 скоростной классической трансмиссии. Но всего-то на пару процентов. Мне кажется это не особо заметно и для неспортивного применения некритично.. Но в процессе движения классическая транстиссия пачкается (можно сказать зарастает грязью) и ее КПД падает, а у планетарки пачкаться почти нечему. Более подробно КПД планетарок и классической трансмиссии сравнниваются в статье The mechanical efficiency of bicycle derailleur and hub-gear transmissions Chester R. Kyle, Ph.D.Frank Berto опубликованной в журнале HUMAN POWER T E C H N I C A L J O U R N A L O F T H E I H P VA несколько графиков из которой я позволю себе привести ниже

Но это то, с чем ничего не поделаешь. Но есть кое-что, что зависит только от нас. Чтобы планетарка легко крутилась и был легкий свободный ход, ее нужно после покупки (как и мопед, мотоцикл, автомобиль) обкатать. При обкатке внутренности планетарки притираются и она постепенно начинает работать значительно чегче. Об этом говорится в руководстве на Rohloff. На Шимановские - ни слова, но это не значит, что их не нужно обкатывать. Я замечал улучшения работы втулки в процессе первоначалбной езды (обкатки) по двум параметрам:

  • вначале по ровному было тяжеловато крутить на 6-й передаче. В конце (как я его сам себе представил) по тому-же месту было легче крутить даже на 7-й. ( Не буду спорить, что это может быть субъективно)
  • выбег велосипеда и длительность вращения вывешенного заднего колеса значительно увеличились

Самая длинная обкатка была на моей первой втулке Inter-7 - около 700 км. Inter-8 приработалась за 500-600 км. Втулка, купленная вместе с велосипедом Stels Pilot 770 (китайская) достигла приработки почти сразу - через 250-350 км. Цифры приведены для пробега после которого я уже не ощущаю улучшения работы (вращения) втулки.

Еще один момент. Очень многое зависит от смазки. И родная Шимановская не обеспечивает самого легкого вращения. М.б. она обеспечивает самый большой ресурс, м.б. еще чего - не знаю. Но не самое легкое вращение. Похоже она слишком густая. Я встречал на каком то форуме совет мазать вообще веретенкой. Но на такое я не решился. По моему это не правильно. При замене смазки после 4500 км пробега Inter-7 я попробовал смазать ее Addinol EP MEHRZWECKFETT L 2 EP. Смазка не такая густая,как Шимановская, и с присадками EP. Улучшения наступили прчти сразу (смазка жиже), а через 100-200 км крутить вообще стало ощутимо легче. К сожалению, по ощущениям диапазон нормальной работы этой смазки от -10(15) до 20(25) град С. когда холоднее хочется более жидкую смазку, а когда теплее, ощущения (м.б. только кажется) что смазка могла бы быть и погуще (как Шимановская.) Где- нибудь после пробега на этой смазке 4500-5000 км разберу, посмотрю на внутренности, тогда скажу точнее.


Миф 2 - планетарки сложно устроены и неремонтопригодны.

На планетарки есть куча информации в интернете + родной сайт Шимано со схемами внутреннего устройства + Велобиг с инструкциями по разборке-сборке. Для человека способного починить зонтик, замок, и т.д. ничего сложного нет. В автомобиле коробка передач устроена не проще. Так ведь чинят же. Кроме того планетарки в Москве чинят, в Питере чинят. Да, в глубинке не чинят и будут чинить не скоро. Надо или разбираться самому или искать хорошего мастера. Я разбирал и собирал сам. Запчасти. Тут сложнее. Но во первых есть интернет магазины, во вторых есть магазины продающие запчасти на заказ, в третьих слышал, что подходят некоторые детали от открытой трансмиссии. В крайнем случае при большом желании можно найти производство и договориться. Вообще же планетарки так просто сами не ломаются. Чтобы их не сломать самому нужно придерживаться несложных правил, описанных например на Велобиге.


Миф 3 - планетарки очень тяжелые.

Да, они тяжелее открытой трансмиссии. Но, как я уже говорил, они малопригодны (точнее практически не пригодны) для спортивного применения. А лишние полкило на прогулочном, сити или туристическом велосипеде погоды не делают. Откуда полкило? Вот расчет для Rohloff. Для Шиманы все аналогично.

А если категорически не устраивант смещение этих полкило назад - делают, например так:


Миф 4 - неудобно переключать, плохо (с хрустом) переключается.

 

Неудобно переключать. Ну, во первых для планетарок в настоящий момент можно использовать все три типа переключателй: ревошифт, монетки и дуалы. Но они специальные для планетарок. Можно использовать и другие, но нужно делать переходник для изменения длины хода тросика. На мой взгляд самые удобные для планетарок - ревошифт.

Плохо (с хрустом) переключается. Это недопустимо. (изнашивается планетарка) Нужно искать причину. Это может быть:

  • не отрегулированный механизм переключения передач (регулируется по инструкции за пару минут)
  • неумение переключать передачи ( Нужно в момент переключения ослаблять нажим на педали)
  • заедающий тросик (грязь, механические дефекты, излишний перегиб)
  • касающийс рамы механизм переключения передач
  • неправильная смазка во втулке или неправильное ее количество
  • сильный мороз и неправильная смазка во втулке или в тросике или в переключателе (более -25...-30 град С)
  • и т д

Вообще этого быть не должно. Передачи должны переключаться четко, легко.

Продолжение следует...

 

 



Сайт управляется системой uCoz